Самолетам помешала политика
31 августа 2005 года

Скоро в столице Татарстана предстоят праздничные торжества, именуемые "тысячелетием Казани". Серьезные историки считают эту дату вымышленной. Но главный советник Шаймиева Рафаэль Хакимов (директор института истории Академии наук республики) утверждает обратное: Казани исполняется тысяча лет, а значит этот город старше Москвы. Как утверждают злые языки, будто бы для подтверждения этой даты были куплены за рубежом старинные монеты, затем закопаны на казанской земле и потом с восторгом… обнаружены. Чего не сделаешь ради великого юбилея? Возможно, такой повод может привести к вспышке националистических настроений, справится с которым сможет лишь Шаймиев.

Закономерный вопрос: зачем лидеру Татарстана все это нужно? Тут надо искать экономические причины – в них суть. Конкурс по отбору инвестиционных проектов лизинга воздушных судов прошли две лизинговые компании: "Ильюшин финанс Ко" (ИФК) и ЗАО "Финансовая лизинговая компания" (ФЛК). Тут важно, что главными инвесторами этой второй компании являются Минимущество Татарстана, Татэнерго и авиазавод, находящийся в Казани. Словом "татарская фирма".

Понятно, что между партнерами по бизнесу существует конфликт. Ведь наиболее успешному партнеру будет оказана государственная поддержка: финансирование через выкуп акций, выпущенных в ходе дополнительной эмиссии.

Сегодняшнее положение партнеров весьма различно. "Ильшин финанс Ко", принадлежащее депутату Госдумы Александру Лебедеву, заключила выгодные и перспективные контракты. В частности, с "Атлант-союз" (120 миллионов долларов), "Владивосток – авиа" (110 миллионов), с кубинской фирмой Cubana de avicion (90 миллионов), с Красноярскими авиалиниями (200 миллионов) и пр.

А у "татарской фирмы" с инвестициями творится что-то непонятное. По некоторой информации, ее субсидируют банк "Зенит" и ОАО "Татнефть". Кстати, Счетная палата выявила нарушения в использовании бюджетных средств, выделенных на лизинг авиатехники, в том числе в ФЛК. А за время своего существования "татарская фирма" передала в лизинг всего пять самолетов.

Надо сказать, что компаниям государство намерено выделить 6 миллиардов рублей. При этом большая часть этой суммы пойдет в ФЛК. Почему? На это вопрос однозначного ответа быть не может. Не исключено, что роль играет политическая карта: призрак "оранжевой революции", которым пугаю Кремль в Татарстане.


Антон Бутков, Дни.Ру, 23.08.2005